Заинтересует ли вас новый фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль» среди захвативших прокат ужастиков, новых российских комедий и фильма, в котором Бенедикт Камбербэтч рисует котиков? Два с половиной часа жестких поединков и разговоров о чести с легкостью осилит далеко не каждый зритель. А ведь рыцарские доспехи, пышные женские платья и стены неуютных замков маскируют одну из самых модных нынче тем.

Если перетерпеть первые 40 минут фильма и не уснуть, вдруг выясняется, что режиссёр не намеревался устраивать зрителям урок истории или поражать размахом боевых сцен. Ридли Скотт с иронией размышляет о достопочтенных мужчинах, которые в грош не ставят своих жен и любовниц. В определенный момент «Последняя дуэль» начинает напоминать фильм о современном светском обществе какого-нибудь Нью-Йорка, скрывающийся за декорациями далекого прошлого. Как тут не сравнить сюжет с гремящими на весь мир историями харассмента и неуважительного отношения к женщинам?

О чем речь

Оруженосцы Жан де Карруж и Жак Ле Гри плечом к плечу сражаются в войнах. Храбрец и добряк де Карруж точно не ждет от своего друга предательства. А у негодяя Ле Гри есть несколько слабостей: жажда признания, богатство и красивые женщины. Он насилует жену де Карружа Маргариту, когда та остается в замке совершенно одна. Такого позора уважающий себя мужчина никогда не простит. Де Карруж по просьбе Маргариты предает отвратительный случай огласке и вызывает Ле Гри на поединок. Он становится последней в истории Франции санкционированной дуэлью.

О бедах отважного в битвах, но мягкого с любимыми людьми де Карружа вам поведают в той самой первой части фильма, на которой глаза иногда сами собой смыкаются. Надеемся, шикарные виды Бургундии и реалистично показанные детали средневекового быта не позволят покинуть зал.

Кто прав, кто виноват, не разберешь

Действие подходит к кульминации, чтобы развернуться в обратном направлении. Нам вдруг демонстрируют ход развития событий с точки зрения страшного насильника Ле Гри. И что же выясняется? Де Карруж всего лишь неотесанный и грубый вояка, который не в силах из-за скудности ума оценить утонченность и образованность Маргариты. А поэтической душе Ле Гри достаточно лишь получить от нее приветственный поцелуй, чтобы воспылать страстью. И, кстати, все дамы лишь делают вид, что ломаются…

А затем начинается самое интересное. «Последняя дуэль» избавляется от карикатурности, а персонажи демонстрируют свои истинные лица. И муж, готовый разорвать Маргариту на части из-за глубокого декольте. И насильник, который удовлетворение животных потребностей решил оправдать типичными доводами. Мол, не очень-то сопротивлялась.

Защищая женщину

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Ужасаешься представлениям персонажей об отношениях между мужем и женой и последствиям их слепой веры. С облегчением выдыхаешь, когда вспоминаешь, что мы-то живем в 21 веке. Хм… Ридли Скотт спрашивает: а что насчет роли женщины в нашем таком толерантном и равноправном обществе? Многие и сейчас страдают от давно принятых, но нелепых правил и норм.

Здесь-то и возникает желание осмелиться и чуть-чуть упрекнуть Ридли Скотта. Именно версию событий Маргариты он называет верной. А ведь даже его культовый «Бегущий по лезвию» построен на вечных сомнениях и загадках. Да, оправдывать насилие и сопереживать Ле Гри не лучшая идея. Но если бы режиссер так открыто не становился на сторону героини, то придраться к виртуозности и остроумию картины точно не вышло бы.

Очередная битва выиграна

Может, нас всего лишь тянет защищать исполнителей главных героев? А вы сами посмотрите, какой актерский состав. Мэтта Деймона со шрамами и глуповатым выражением на лице не узнать. Бен Аффлек в роли противного графа великолепен. А Джоди Комер и Адам Драйвер постепенно входят в число главных звезд Голливуда.

Итак, классно, что Ридли Скотт в свои 83 года не собирается почивать на лаврах и до сих пор радует зрителей острыми высказываниями. Подход с разными версиями произошедшего новым не назовешь. Да и порой возникает чувство, что тебе пытаются навязать свою точку зрения. Но экранизация исторической книги Эрика Джеггера выглядит суперсовременно. Чтобы рассказать о событиях 1386 года увлекательно, нужно быть мастером своего дела, тут уж никто спорить не будет. Покупайте билеты — сравним впечатления.

Мнение автора и позиция редакции могут не совпадать

Источник фото — Instagram-аккаунт 20thcenturystudios