Многие считают, что театр – это скучно, непонятно и консервативно. Да и в целом, по сравнению с кино, это искусство умирает. На самом деле все совсем не так. Мы поговорили с театральным критиком Алексеем Стрельниковым и сделали инструкцию-памятку, чтобы вам стало понятнее, как и главное зачем ходить в театр. Что надеть в театр, можно ли уйти посреди спектакля и как подготовиться, чтобы поход в театр вам точно понравился? Обо всем этом вы узнает в нашей статье.

Алексей Стрельников – театральный критик, театровед, менеджер театральных проектов

Многие не ходят в театр или были там очень давно. Как обычно туда попадают и почему после первого спектакля не всегда приходят снова?

Люди ходят в театр «по-разному». Да, большая часть зрителей – женщины. Студенты и взрослые люди ходят в театр чаще, чем молодежь 25-35 лет. Чаще всего посещение театра – это коллективное действие. Мол, собрались компанией, решили как-то провести время и выбрали театр. У меня тоже так было. В театр обычно приводят. А потом уже те, кому понравилось, приводят других.

Почему не все после первого похода возвращаются снова? Дело в том, что театр очень разный. Если попадешь на тот спектакль, который тебе не близок, то эмоция остается негативная. Надо понять, что вам нравится, а это метод проб и ошибок. И да, это требует времени.

Есть такое мнение, что театр – это сложно. В кино купил билет, захватил попкорн – и сиди, наслаждайся.

Это миф. Дело в том, что в кино больше легких жанров. Можно пойти на романтическую комедию или фильм от Marvel, но также можно выбрать и ретроспективу Тарковского. А театр сам по себе как фильмы Тарковского, это «взрослое» искусство.

Проблема в том, что в Беларуси мало театров (всего 28 на страну), и они занимаются всем подряд: комедиями, детскими спектаклями, сложными драмами. Это нормально, но именно поэтому зритель зачастую не понимает, на что идет. А если пришел и не понравилось – разочаровался и вернуться не хочется.  В Германии, например, есть чистый жанр кабаре-театра. Ты приходишь и понимаешь, что там обязательно снимут штаны. Есть городские театры, где показывают классику, Шекспира.  У нас не так, поэтому нужно подготовиться к походу на спектакль.

Спектакль «Шлюб з ветрам» в РТБД, фото с сайта театра

Но если я не разбираюсь в театре, то как подготовиться?

Во-первых, я бы не шел в театр один, а собрал компанию. Если вам не понравится спектакль, вы будете не одиноки: разочаровываться вместе всегда веселее, вечер не будет потрачен. Заранее запланируйте поход в бар или кафе после театра. Как правило, даже если спектакль неудачный, при обсуждении всегда находишь что-то хорошее. Вообще, это проблема, что люди после спектаклей сразу идут домой. Например, в Италии меня поразило, что сразу после аплодисментов зрители остаются стоять на своих местах и друг с другом обсуждают увиденное. Это другая культура общения, но стоит взять пример.

Как выбрать хороший спектакль?

По возможности почитайте отзывы на спектакли – они часто бывают на сайтах театров, узнайте рекомендации, включите интуицию, подходит ли постановка именно вам.  Если ты идешь в театр кукол на вечерний спектакль и ждешь, что там будут куклы, а их нет – это не значит, что спектакль плохой. Но ожидания не оправданы, отсюда возникает разочарование.  Поэтому стоит хотя бы загуглить название и прочитать какую-то статью про спектакль, в идеале – следить за советами критиков. Но помните, что ваши вкусы могут не совпадать. Если хотите подготовиться по полной – узнайте, кто режиссер, прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль.

Негативное впечатление всегда мгновенно, а позитивное подготовлено. Если вы в курсе, о чем спектакль, насколько он экспрессивный или спокойный, что будет происходить – вам будет комфортнее его воспринимать

Спектакль «Интервью с ведьмами» в Театре кукол, фото с сайта театра

А если я не готовился, как понять, что спектакль хороший?

С первого раза это сделать практически невозможно, как и попасть на хороший спектакль и полностью его оценить. Зритель должен понимать, что он соучастник спектакля: от того, как он смотрит спектакль, как реагирует и о чем думает, зависит очень многое. Зачастую хороший спектакль – это когда твоим вниманием ловко управляют и ты не задумываешься, на что обратить внимание и в какую реплику вслушаться. Неопытный зритель сможет воспринять постановку, а опытный почувствует и увидит намного больше.

Зрительские навыки нарабатываются со временем. Театр развивает способность к эмпатии, умение считывать эмоционально-психологические коды, расширяет визуальный опыт. Люди, которые регулярно ходят в театр, способны обрабатывать большие массивы информации.

Как развить зрительский навык?

Помогает, когда ходишь на один спектакль несколько раз. Многие относятся к такому со скепсисом, но воспринимайте это как своеобразное упражнение: ты начинаешь замечать новые детали и новые смыслы. В первые разы зритель обычно задает много вопросов, но чем чаще ходит в театр, тем их меньше. Они никуда не исчезают, но становится понятно, что театр – это место для постановки вопросов, а не для готовых ответов. Ведь театр – это про человека, на сцене показано все его противоречие.

Опера «Саломея» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра

Ладно, я решил идти в театр. Что надеть?

Дресс-код в театре все-таки есть, но какого-то конкретного правила нет. Уже последние лет сто происходит демократизация театра. Есть спектакли и театры, в которые нормально прийти в джинсах. А есть те, для которых вечерние платья и пиджаки – это часть нормы.

Недавно я попал на обсуждение спектакля в «Новом драматическом театре», и там была пара в спортивных костюмах. Так вот все те, кто пытались их пристыдить, поддержки не получили. Но вообще, будем честны: красиво одеться в театр – это часть удовольствия, ведь не всегда мы «при параде». Я сам с радостью надену пиджак, хоть обычно хожу в джинсах в театр, потому что в нем работаю.

Ну вот я пришел, на что мне смотреть в первую очередь?

Театр – это про актеров, и в первую очередь надо смотреть на них. Они первичны, и именно ради них многие начинают ходить в театр. Следите, как артисты исполняют роли: это бесконечное удовольствие. Возьмите билеты на места поближе и внимательно рассматривайте, как они себя ведут, как себя чувствуют на сцене. Старайтесь предугадать и уловить их эмоции. Можно выбрать какого-то актера, который нравится, и сходить на разные спектакли с его участием, посмотреть на него в разных ролях, чтобы понять, как он меняется. Режиссура? В ней должны разбираться критики, директора театров, зрители, которые сами это хотят.

Спектакль «Сірожа» в РТБД, фото с сайта театра

Если в театр ходят «на актеров», а у нас нет знаменитостей, что тогда?

У нас серьезная проблема с суверенностью медийного пространство. И влияет на него не только Россия: скажите еще, что Голливуд не диктует, кого нам любить. Театр, конечно, в этом случае страдает, он всегда привязан к локальному контексту, местным актерам. Как критик могу сказать, что белорусские актеры в плане таланта ничем не уступают актерам других стран. На зарубежных фестивалях их хвалят, вручают им премии. Не всем, конечно, поэтому надо разбираться. Более того, они не избалованы славой и искренни в своих отношениях со зрителями. Ну и мы все понимаем, что «раскруткой» артиста надо заниматься, у нас этого не делают.

А если я боюсь, что ничего не пойму?

Это нормально! Я 20 лет хожу в театр и ничего не понимаю. А те, кто говорит, что все поняли, меня пугают. Как можно все понять? Из-за школы и нашего воспитания считается, что если ты чего-то не понимаешь, то это плохо. А на самом деле это значит, что ты столкнулся с неразрешимой проблемой или сложным вопросом. И это круто, это философская плоскость, в которой существует искусство. Развитие невозможно без противоречий, а театр – это про противоречие человека. И если вас, например, раздражает спектакль, то значит вы живой человек.

Спектакль «Записки юного врача» в Театре кукол, фото с сайта театра

Но если мне совсем не нравится спектакль, этично ли уходить?

Я поддерживаю право зрителя уходить со спектакля. Во-первых, не все так свободно решают встать и выйти, во-вторых, оставшиеся зрители еще ценнее. Остаться – это осознанное решение. Ты пришел на спектакль, тебе что-то рассказывают. А если ты уходишь от общения, ты сам себя обедняешь. Но бывают разные случаи, конечно. Зритель должен понимать, что от его реакций зависит то, как проходит спектакль. Уйти с него – это не самая этичная реакция. Представьте: актеры два месяца работали над ролями, режиссер выстраивал концепцию, художник рисовал декорации… Важно взаимное уважение. Ну или хотя бы до антракта потерпеть можно, если он есть.

Говорят, что театр начинается с вешалки или буфета. Стоит ли зайти в бар перед спектаклем?

Это расхожие фразы, но хорошее кафе в театре действительно должно быть. На спектакль нужно настроиться. Кому-то переключиться с будних дел поможет чашка чая с шоколадкой, кому-то – аперитив. Только помните, что напиваться перед спектаклем – плохая идея, это вообще не про этикет.

В кинотеатрах Германии распространены видеопоказы спектаклей. Ты приходишь в кино смотреть оперу, этажом ниже продают колу и чипсы, а для тех, кто пришел на показ спектакля, предоставляют оперный кейтеринг – белое вино и закуски. Это создает атмосферу, которая важна для восприятия. У нас такой традиции не хватает, так или иначе буфет помогает настроиться.

Балет «Анна Каренина» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра

А если не получается отключиться от проблем? Например, бегу в театр с работы и думаю о ней?

Это тоже нормально. Есть высказывание, что «концепция спектакля лежит в зрительном зале». Ты живой человек и член общества, когда приходишь на спектакль, имеешь право на искренность, право быть самим собой. И если в этот момент тебя затрагивает спектакль, попадает в болевые точки, в этом и есть смысл, в этом чудо спектакля. Диалог здесь и сейчас. Как раз за стенами театра не стоит оставлять все проблемы. Театр – это то место, где их можно и нужно решать.

Но все-таки, почему именно театр, а не кино, выставка, концерт?

А почему нет? Билеты в театр недорогие, попробовать сходить можно. Если не понравится, то это не проблема, культурный досуг разнообразен. А если понравится – то здорово, это может стать открытием.

Сверхпричины для того, чтобы посетить театр, нет. Нужно идти, потому что они просто существуют. Театры создали, чтобы люди туда ходили, как и в любые другие заведения. Театры созданы для удовольствия.